Доступная среда

Доступная среда

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…» Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

В МБДОУ функционируют 2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. В группах реализуется «Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи». На каждого ребенка разработан индивидуальный образовательный маршрут. На основании заключений ПМПК № 2 для детей, рекомендованных к наблюдению психолого-педагогического консилиума МБДОУ, разработаны и реализуются программы индивидуального сопровождения специалистами детского сада. Потребность введения в штат сурдопереводчика, тьютера отсутствует. Дистанционное обучение и обучение на дому не проводится по причине отсутствия потребности.

В МБДОУ разработаны правила обслуживания и обеспечения безопасности посетителей с ограниченными возможностями здоровья и систематически в соответствии с планом проводится инструктаж о правилах взаимодействия и обслуживания инвалидов.

ИНСТРУКТИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА

В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте МБДОУ создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению.

Работники МБДОУ № 215 прошли необходимое обучение по правилам сопровождения инвалидов в организации и курсы повышения квалификации по программе «Инклюзивное образование».

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

В современном образовании поставлена цель — обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.

В МБДОУ № 215 присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, физическую и эмоциональную деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов имеет подвижные трансформирующиеся границы, изменяющиеся (сжимающиеся и расширяющиеся) по объему. Созданная коррекционно-развивающая среда в ДОУ — это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности. Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ индивидуального сопровождения специалистами дошкольного учреждения.

Для работы с детьми с особыми образовательными потребностями кабинеты педагогов-психологов и учителей-логопедов и группы дошкольного учреждения оборудованы техническими средствами обучения: интерактивными комплексами и развивающим игровым оборудованием

Предоставление услуг на объекте, состояние доступности МБДОУ № 215:

Условия доступности:

1. На данный момент здание детского сада невозможно модернизировать под требования доступности. Ведутся подготовительные работы по созданию условий доступности для всех категорий инвалидов

2. Кнопка вызова персонала на доступной высоте для МГН отсутствует

3. Имеется звонок для вызова персонала с целью оказания помощи посетителям

4. Имеется без барьерный подъезд к зданию детского сада

5. Имеется пандус для инвалидов-колясочников

6. Имеется выделенное место для автостоянки автотранспорта для инвалидов

7. На всех дверях основного здания и МДС имеются Желтые круги для слабовидящих

8. Имеется вывеска со шрифтом Брайля на контрастном фоне

9. Адаптированные лифты отсутствуют

10. Подъемники отсутствуют

11. Раздвижные двери отсутствуют

12. Сменные кресла коляски отсутствуют

В МБДОУ № 215 проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом.

Нормативные акты международного и федерального значения

Конституция Российской Федерации

Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761 О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы

Федеральный закон от 29.12.2012 273*ФЗ (с изменениями от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (с изменениями на 24 апреля 2020 года)

Конвенция о правах инвалидов принятая генеральной ассамблеей ООН резолюцией от 13.12.2006 №61/106

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (статьи 454 — 1109) (с изменениями на 28 апреля 2020 года) (редакция, действующая с 26 июня 2020 года)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 года N 1309 Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (с изменениями на 18 августа 2016 года)

Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.02.2016 г. №ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования»

Методическое пособие Министерство труда и социальной защиты РФ от 18 сентября 2012 г. “Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность”

Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи

Нормативные акты местного самоуправления

Постановление правительства Ростовской области от 11.11.2015 г. Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в установленных сферах деятельности на 2016 — 2020 годы» (с изменениями на 15 июля 2019 года)

Локальные акты МБДОУ

Инструкция по правилам взаимодействия с лицами с ОВЗ работниками МБДОУ № 215

Инструкция по обслуживанию инвалидов и других маломобильных граждан при посещении МБДОУ № 215

Приказ о назначении ответственных лиц за сопровождение инвалидов в МБДОУ № 215

Приказ о назначении ответственного лица за организацию работы по обеспечению доступности объектов и услуг для инвалидов