Образование

Образование

Уровень образования: дошкольное образование.

Форма обучения: очная в режиме полного дня (12-часовое пребывание воспитанников).

Нормативный срок обучения: 5 лет (в соответствии с Уставом МБДОУ)

Лицензия на осуществления образовательной деятельности: ЛИЦЕНЗИЯ

Cвидетельство о государственной аккредитации: В соответствии со ст.92. п.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273-ФЗ программы дошкольного образования не подлежат государственной аккредитации

Язык, на котором осуществляется образование: Русский язык (государственный язык Российской Федерации)

В соответствии с п.2 cт. 64 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Численность обучающихся:

Общая численность обучающихся – 537 чел., в том числе:
• Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета – 0 чел.
• Численность обучающих за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ – 0 чел.
• Численность обучающих за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов – 537 чел.
• Численность обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг – 260 чел.
• Численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами – 0 чел.

Численность обучающихся по «Основной образовательной программе МБДОУ» : на 01.09.2023г — 483 детей

Численность обучающихся по реализуемой Адаптированной образовательной программе для детей с тяжёлыми нарушениями речи: на 01.09.2023г -54 ребенка.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы МБДОУ № 215:  5 лет.

Нормативный срок освоения Адаптированной образовательной программы: 2 года.

Договора с иностранными и (или) международными организациями по вопросам образования и науки не заключены и не планируются к заключению

Обучающиеся являющиеся иностранными гражданами отсутствуют

Характеристика контингента воспитанников:

Основной структурной единицей МБДОУ № 215 является группа воспитанников дошкольного возраста.

В настоящее время в МБДОУ функционирует 11 групп общеразвивающей направленности:

  • 2 группы для детей раннего возраста
  • 3 группы для детей младшего возраста (3-4 лет)
  • 2 группы для детей среднего возраста (4-5 лет)
  • 2 группы для детей старшего возраста (5-6 лет)
  • 2 группы подготовительного к школе возраста (6-7 лет)

И 2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

  • 1 группа для детей старшего возраста (5-6 лет)
  • 1 группа подготовительного к школе возраста (6-7 лет)

Реализуемые программы

Образовательная деятельность в МБДОУ № 215 построена в соответствии с:

  • требованиями ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273
  • ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
  • Приказом от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».
  •  Федеральной образовательной программой дошкольного образования», утверждённой приказом Министерством просвещения Российской Федерации № 1028 от 25.11.2022 г.
  • Федеральной адаптированной образовательной программой, утверждённой приказом министерства просвещения российской Федерации № 1022 от 24.11.2022 г.
  • Образовательной программой МБДОУ № 215.
  • Адаптированной образовательной программой МБДОУ № 215 для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Краткая презентация образовательной программы

Характеристика контингента воспитанников ДОУ.
Основной структурной единицей МБДОУ № 215 является группа воспитанников дошкольного возраста.
В настоящее время в МБДОУ функционирует всего 13 групп: 11 общеразвивающих групп – 2 группы раннего возраста с 2 до 3 лет, 9 групп дошкольные общеразвивающие от 3 до 7 лет и 2 группы компенсирующей направленности – 1 группа для детей 5-6 и 1 группа для детей в возрасте 6-7 лет с ТНР (ОНР).
Реализуемая Образовательная программа МБДОУ № 215 построена в соответствии с требованиями
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273,
ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», с изменениями и дополнениями 8 ноября 2022 г. N 955),
Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»,
Приказом Министерства просвещения РФ от 15 мая 2020 г. № 236 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»,
Федеральной образовательной программой дошкольного образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»),
Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809,
лицензией на осуществление образовательной деятельности № 5558 серия 61Л01 № 0003197 от 19.08.2015
Уставом МБДОУ № 215.

Образовательная программа МБДОУ № 215 (далее Программа) включает в себя единые для Российской Федерации базовые объем и содержание дошкольного образования, осваиваемые обучающимися, планируемые результаты освоения образовательной программы.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта и ФОП ДО включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
В целевом разделе Программы представлены: цели, задачи, принципы ее формирования; планируемые результаты освоения Программы в раннем и дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
Содержательный раздел Программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие), описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы; особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы, взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее — КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее — ООП) различных целевых групп.
В содержательный раздел Программы входит рабочая программа воспитания, определяющая задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. А также, часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Организационный раздел Программы включает описание психолого-педагогических и кадровых условий ее реализации; организации развивающей предметно-пространственной среды (далее — РППС) в МБДОУ; материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Раздел включает примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений.
В разделе представлены примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах, календарный план воспитательной работы.

Образовательные программы
— Федеральная образовательная программа дошкольного образования, приказ №1028 от 25.11.2022г. Министерство просвещения Российской Федерации.
Парциальные программы:
— «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханева 2-е изд. — СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2016. — 304 с.
— Региональная программа «Родники Дона» — Р.М. Чумичева, О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохина.
— Региональная программа «Приключения Светофора» по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Специальные программы:
— Адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи /Под редакцией профессора Л. В. Лопатиной
— Т.Б. Филичева. Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, А.В. Лагутина Коррекция нарушений речи, Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи / -5-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 207 с.
— Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей». Конспекты занятий. Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. М. «Полиграфсервис» 1993.

Характеристика взаимодействия педагогов с семьями воспитанников
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанниками строится на основе сотрудничества и направлено на оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии их индивидуальных способностей, а также на создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности детского сада.
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива МБДОУ с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
✓ обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
✓ обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях МБДОУ и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Достижение этих целей должно осуществляться через решение основных задач:
1) информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в МБДОУ;
2) просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Принципы взаимодействия с родителями (законными представителями)
 приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка.
 открытость.
 взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей).
 индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье.
 сотрудничества

Деятельность педагогического коллектива МБДОУ по построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по нескольким направлениям:
• диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка; об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); а также планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа; согласование воспитательных задач;
• просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста; ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в МБДОУ образовательной программы; условиях пребывания ребёнка в группе ДОО; содержании и методах образовательной работы с детьми;
• консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи; особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов; способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и другому.
Совместная образовательная деятельность педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся предполагает сотрудничество в реализации некоторых образовательных задач, вопросах организации РППС и образовательных мероприятий; поддержку образовательных инициатив родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; разработку и реализацию образовательных проектов МБДОУ совместно с семьей.
Особое внимание в просветительской деятельности МБДОУ уделяется повышению уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах здоровье сбережения ребёнка.

Направления деятельности педагога реализуются в разных формах (групповых и (или) индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия с родителями (законными представителями):
 диагностико-аналитическое направление реализуется через опросы, социологические срезы, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик», педагогические беседы с родителями (законными представителями); дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей и так далее;
 просветительское и консультационное направления реализуются через групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары-практикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы и другое; информационные проспекты, стенды, ширмы, папки-передвижки для родителей (законных представителей); журналы и газеты, издаваемые МБДОУ для родителей (законных представителей), педагогические библиотеки для родителей (законных представителей); сайты МБДОУ и социальные группы в сети Интернет; медиа репортажи и интервью; фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей.
 досуговая форма — совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.

Для вовлечения родителей (законных представителей) в образовательную деятельность используются специально разработанные (подобранные) дидактические материалы для организации совместной деятельности родителей (законных представителей) с детьми в семейных условиях в соответствии с образовательными задачами, реализуемыми в МБДОУ. Эти материалы сопровождаются подробными инструкциями по их использованию и рекомендациями по построению взаимодействия с ребёнком (с учётом возрастных особенностей). Кроме того, активно используется воспитательный потенциал семьи для решения образовательных задач, родители (законные представителей) к участию в образовательных мероприятиях, направленных на решение познавательных и воспитательных задач.

Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между семьей и МБДОУ является диалог педагога и родителей (законных представителей). Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребёнка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности, ресурсы семьи и пути их решения. В диалоге проходит просвещение родителей (законных представителей), их консультирование по вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для конкретного ребёнка, а также согласование совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны МБДОУ и семьи для разрешения возможных проблем и трудностей ребёнка в освоении образовательной программы. Педагоги самостоятельно выбирают педагогически обоснованные методы, приемы и способы взаимодействия с семьями обучающихся, в зависимости от стоящих перед ними задач. Сочетание традиционных и инновационных технологий сотрудничества позволяет педагогам МБДОУ устанавливать доверительные и партнерские отношения с родителями (законными представителями), эффективно осуществлять просветительскую деятельность и достигать основные цели взаимодействия МБДОУ с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 13) в Программе отсутствует информация, наносящая вред физическому или психическому здоровью воспитанников и противоречащая Российскому законодательству
Дополнительный раздел представляет собой краткую презентацию программы.

Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные образовательной программой:
• Познавательное развитие: ознакомление с окружающим миром, сенсорное развитие, предметная деятельность, техническое конструирование, формирование элементарных математических представлений, познавательно-исследовательская деятельность, экологическое воспитание;
• Речевое развитие: сценарии активизирующего общения, подготовка к обучению к грамоте, чтение художественной литературы;
• Физическое развитие: развитие двигательной деятельностью, формирование элементарными нормами и правилами здорового образа жизни;
• Художественно-эстетическое развитие: изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование, художественное конструирование), музыкальная деятельность, театрализованная деятельность;
• Социально-коммуникативное развитие: игровая деятельность, трудовая деятельность, овладение основами собственной безопасности и окружающего мира, овладение коммуникативной деятельностью и элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме;
Практики, предусмотренные образовательной программой:
• Непосредственно-образовательная деятельность;
• Совместная деятельность в ходе режимных моментов;
• Развлечения, досуги, соревнования;
• Секционная и кружковая работа;
• Самостоятельная игровая, двигательная деятельность.

Рабочие программы педагогов

В МБДОУ № 215 реализуются рабочие программы, разработанные педагогами детского сада в соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Образовательной программой МБДОУ, учебным планом и годовым календарным учебным графиком.

Рабочие программы – это нормативный документ, структурная и функциональная единица воспитательно-образовательного пространства, характеризующая систему организации образовательной деятельности педагога. Рабочие программы учитывают образовательные потребности, возможности и особенности развития воспитанников, систему отношений субъектов педагогического процесса и условия деятельности. Приложением к рабочим программам педагогов является календарный план работы.

  Учебный план на 2023-2024 уч. Год     Файл подписи

  Календарный учебный график на 2023-2024 уч. Год     Файл подписи

  Основная образовательная программа МБДОУ № 215 2023     Файл подписи

  Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР     Файл подписи

 

Аннотация к рабочим программам педагогов

В МБДОУ № 215 реализуются рабочие программы, разработанные педагогами детского сада в соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Образовательной программой МБДОУ, учебным планом и годовым календарным учебным графиком.

Рабочие программы – это нормативный документ, структурная и функциональная единица воспитательно-образовательного пространства, характеризующая систему организации образовательной деятельности педагога. Рабочие программы учитывают образовательные потребности, возможности и особенности развития воспитанников, систему отношений субъектов педагогического процесса и условия деятельности.

Рабочие программы являются базовыми и предназначены для организации образовательной деятельности с детьми в возрасте с 2 до 7 лет). Основу содержания рабочих программ составляет подбор материалов из основной образовательной и адаптированной образовательной программ МБДОУ № 215.

Рабочие программы  строятся на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми, и обеспечивает реализацию всех основных содержательных линий воспитания, обучения и развития ребенка: физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 2 лет до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Цель рабочих программ: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Рабочие программы составлены в соответствии с Положением о рабочей программе педагога МБДОУ № 215.

Рабочие программы обеспечены учебно-методическими и дидактическими пособиями.

Приложением к рабочим программам педагогов является календарный план работы.

Работа с детьми с ОВЗ

Индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ):